16

12 декабря 1942 года - 539 день войны

 Началась Котельниковская оборонительно-наступательная операция войск левого крыла Сталинградского фронта по отражению наступления и попыток немецких войск деблокировать окруженную под Сталинградом группировку противника. Операция завершилась 30 декабря разгромом котельниковской группировки немецких войск и продвижением соединений Сталинградского фронта на глубину наступления в 100-150 км. [1; 182]

 Опубликовано сообщение о том, что колхозники и колхозницы Саратовской области собрали из своих сбережений 33 500 тыс. рублей на строительство боевых самолетов. [3; 294]

 Опубликовано сообщение о том, что на строительство танковой колонны «Акмолинский осоавиахимовец» трудящиеся Акмолинской области собрали I млн. 100 тыс. рублей. [3; 294]


Хроника блокадного Ленинграда

Войска, готовящиеся к прорыву блокады, учатся штурмовать укрепления. Вдали от переднего края оборудованы учебные поля, построены опорные пункты, похожие на те, которые придется брать в настоящем бою. Учебная программа рассчитана на 128 часов. 128 часов тяжелого солдатского труда для того, чтобы совершить короткий рывок...

Пока пехотинцы тренируются, летчики продолжают фотографировать передний край противника. Делают это не только специальные воздушные разведчики. На некоторых штурмовиках тоже установлены фотоаппараты, и удары по врагу авиаторы совмещают с фоторазведкой. Сегодня летчики недавно прибывшего на пополнение авиации Ленфронта 943-го штурмового полка старший лейтенант В. Кобенек и лейтенант B. Шиманский сфотографировали значительный участок обороны противника.

Немало пришлось поработать авиаторам, чтобы запечатлеть на пленке оборонительные сооружения врага. На участке предстоящего прорыва аэрофотосъемка была сделана на глубину 3-4 километра. Но сам передний край, проходящий по обрывистому левому берегу Невы, сфотографировать с воздуха оказалось невозможным. Восполнить этот пробел поручили взводу фоторазведки 791-го отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона. Командир этого взвода младший лейтенант C. Ф. Греченюк, старший сержант Г. Н. Коварский и сержант А. Г. Кушниренко, вооружившись фотоаппаратом с длиннофокусным объективом, прошли вдоль линии фронта и кадр за кадром отсняли огромную панораму вражеских позиций на участке Шлиссельбург — Марьино.

Снимать приходилось на виду у врага и только в самое светлое время дня. Легко представить себе, сколь опасной была эта с первого взгляда простая работа. Щелчки затвора фотокамеры часто тонули в грохоте выстрелов и разрывов. Однажды фотографы попали под такой обстрел, что чудом остались в живых.

Телеобъектив помог «разглядеть» не только вражеские береговые укрепления, не только амбразуры огневых точек, но даже тропинки, по которым гитлеровцы спускались к Неве за водой. Тем, кому предстояло во время атаки выйти на левый берег, было важно знать даже такую мелочь. Ведь тропинки вели по неза-минированным местам.

Сложенные «гармошкой» фотопанорамы были разосланы в части, готовившиеся к штурму. Впрочем, и в самих частях создавалось нечто подобное. В 268-й стрелковой дивизии панораму переднего края противника нарисовал художник-реставратор Эрмитажа Павел Иванович Костров, ставший во время войны артиллерийским разведчиком. Этот уже не молодой человек, окончивший Российскую Академию художеств еще до революции, долгие часы проводил с альбомом и карандашом на переднем крае. По рисункам, сделанным под огнем, он создал отличную панораму, которая потом сослужила хорошую службу и артиллеристам, и штурмовым группам. Подвиг художника был отмечен орденом Красной Звезды. В 136-й стрелковой дивизии вражеский передний край рисовал молодой ленинградский художник-декоратор Василий Никифоров. Он тоже удачно совместил профессии художника и разведчика...

Но вернемся к событиям дня.

Лед на Ладоге несколько окреп. Часть трассы 12 декабря удалось обозначить козелками. Расставлены обогревательные палатки.

Большую потерю понесли сегодня ленинградские партизаны. В бою с карателями погиб командир 4-го отряда 1-го отдельного партизанского полка Герой Советского Союза Михаил Харченко. Многие ленинградцы знали его. Весной этого года он сопровождал обоз с продовольствием, собранным для осажденного города колхозниками Партизанского края.

Сегодня же за линией фронта, в городе Острове, погибла партизанка Клавдия Назарова. Перед казнью фашисты обещали даровать ей жизнь, если она выдаст своих сообщников. Однако не сломив отважную патриотку пытками, они не купили ее и посулами. Девушка ни словом не обмолвилась о том, кому передавались разведывательные сведения, которые собирала руководимая ею молодежная группа. Гитлеровцы казнили Клаву Назарову на базарной площади. Прежде чем затянулась петля, девушка успела крикнуть людям, согнанным к месту казни:

— Победа будет за нами...

20 августа 1945 года К. И. Назаровой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. [5; 280-282]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 12 декабря

В течение ночи на 12 декабря в районе Сталинграда и на Центральном фронте наши войска продолжали вести наступательные бои на прежних направлениях.

* * *

В северной части города Сталинграда подразделения под командованием тов. Горохова выбили немцев из ряда укреплённых позиций. В заводском районе наши бойцы захватили 7 вражеских блиндажей и истребили свыше роты гитлеровцев.

* * *

Северо-западнее Сталинграда наши войска укрепляли свои позиции, а на отдельных участках вели наступательные бои. Подразделения Н-ской части, преодолев минные поля и проволочные заграждения, ворвались в укреплённый узел вражеской обороны и истребили более 300 гитлеровцев. Захвачены 8 орудий, 16 пулемётов, 11 миномётов, 10 противотанковых ружей, 37 автоматов, радиостанция, склад боеприпасов и другие трофеи. На другом участке батальон немецкой пехоты при поддержке танков контратаковал наши позиции. Бойцы Н-ской части подпустили врага на близкое расстояние, а затем обрушили на немцев несколько залпов огня. Потеряв свыше 200 человек убитыми и 3 танка, противник отступил. На поле боя подобрано много личного оружия немецких солдат и офицеров.

* * *

Юго-западнее Сталинграда. наши бойцы истребили вражеский кавалерийский эскадрон. На другом участке батальон пехоты и 13 танков противника атаковали наш опорный пункт. Бойцы Н-ской части отбили атаку гитлеровцев. В результате боя уничтожено до 300 немецких солдат и офицеров и подбито 3 танка противника.

* * *

На Центральном фронте наши войска укрепляли занятые рубежи и на отдельных участках продолжали наступление. В районе западнее Ржева бойцы Н-ского соединения под прикрытием артиллерийского и миномётного огня форсировали водный рубеж и после ожесточённого боя овладели первой линией траншей противника. Уничтожено 15 немецких блиндажей и 18 дзотов. Враг потерял убитыми до 800 солдат и офицеров.

* * *

В районе Великих Лук наши части отбивали контратаки врага и вели бои по уничтожению блокированных немецких гарнизонов. Нашими лётчиками в воздушных боях сбито 7 немецких самолётов.

* * *

Северо-восточнее Туапсе наши войска вели бои местного значения. На одном участке противник пытался вклиниться в нашу оборону, но успеха не добился. Советские бойцы контрударом отбросили противника и уничтожили 150 немецких солдат и офицеров.

* * *

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Ленинградской области, организовал крушение пяти железнодорожных эшелонов противника. Разбито 5 паровозов и 97 вагонов и платформ с живой силой, танками и орудиями. При крушении только одного эшелона погибло до 600 немецких солдат и офицеров.

* * *

17 ноября Советское Информбюро опубликовало заявление пленного обер-штурмфюрера 4 роты батальона особого назначения германского министерства иностранных дел Нормана Ферстера. В этом документе неопровержимо было доказано, что «повсеместные грабежи в оккупированных районах СССР производятся по прямому приказу германского правительства и носят организованный государственный характер». Заявление Ферстера опубликовано не только в советской печати, но и во многих газетах США, Англии и нейтральных стран. Пойманные с поличным и припёртые к стене фактами гитлеровцы набрали в рот воды и обошли молчанием уличающий их документ. Только сейчас, почти через месяц после опубликования заявления Ферстера, они пытаются выкрутиться и замести следы. Германское информационное бюро 8 декабря пыталось опровергнуть утверждение о том, что ограбление культурных богатств Советского Союза носит организованный государственный характер. Борзописцы из берлинского разбойничьего притона, расположенного по соседству со складами, где хранятся ценности, награбленные во временно захваченных советских районах, лепечут: «В качестве убедительнейшего опровержения можно указать на то, что штаб Розепберга спас от гибели различные библии, разные рукописи и книги из церквей в окрестностях Новгорода».

Это «опровержение» примечательно тем, что оно ценнее иного признания. Сами того не желая, гитлеровцы проболтались. В потоке лжи, которую они ежедневно извергают, просочилось и нескольку слов правды. С некоторым опозданием германское информационное бюро подтверждает заявление Ферстера о том, что штаб Розенберга грабит разного рода ценные рукописи и памятники старины. Правда, громилы говорят, что они «спасают ценности». Но если подобные воровские действия называются «спасением ценностей», то что же тогда называется грабежом?

Фашистские грабители вконец запутались. Одно теперь ясно. Заявление Ферстера о разбойничьей, воровской деятельности специальных команд при немецком правительстве нашло официальное подтверждение в сообщении германского информационного бюро.

Вечернее сообщение 12 декабря

В течение 12 декабря наши войска в районе Сталинграда и на Центральном фронте продолжали вести наступательные бои на прежних направлениях.

За 11 декабря уничтожено 88 самолётов противника, в том числе в районе Сталинграда уничтожено 38 транспортных самолётов.

* * *

11 декабря частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено 20 немецких танков и бронемашин, 80 автомашин с войсками и грузами, подавлен огонь 10 артиллерийских батарей, взорвано 3 склада боеприпасов, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.

* * *

В заводском районе на южной и северо-западной окраинах города Сталинграда наши части мелкими штурмовыми группами атаковали позиции противника и нанесли гитлеровцам серьёзные потери. Только одна Н-ская часть истребила 200 немецких солдат и офицеров, уничтожила артиллерийскую батарею, 7 пулемётов, 3 миномёта и 6 автомашин с боеприпасами.

* * *

Северо-западнее Сталинграда наши войска укрепляли занимаемые рубежи и вели разведку. На отдельных участках отбито несколько контратак противника. Н-ская часть атаковала немцев и значительно улучшила свои позиции. На другом участке противник предпринял несколько попыток вернуть опорный пункт, занятый нашими частями. В течение дня немецкая пехота, поддержанная большим количеством танков, шесть раз переходила в контратаки. Наши бойцы отбили все контратаки гитлеровцев и нанесли им большой урон. Подбито и сожжено 23 немецких танка, 8 орудий и 70 автомашин. Противник потерял убитыми до 700 солдат и офицеров. Бойцы Н-ской части огнём из пехотного оружия сбили 6 немецких пикирующих бомбардировщиков.

* * *

Юго-западнее Сталинграда противник предпринял несколько контратак, которые были отбиты нашими бойцами. На другом участке немцы силою до двух полков пехоты и при поддержке 80 танков атаковали наши позиций. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых наши бойцы наносят противнику тяжёлые потери.

* * *

На Центральном фронте наши войска отбивали контратаки и вели бои с пехотой и танками противника. В районе Великих Лук немцы, стремясь задержать продвижение советских частей, предприняли несколько контратак. Все контратаки гитлеровцев отбиты с большими для них потерями. На поле боя подсчитано 1.200 трупов немецких солдат и офицеров.

* * *

В районе западнее Ржева наши части вели упорные бои в глубине оборонительной полосы противника.

* * *

Северо-восточнее Туапсе снайперами: наших частей за два дня истреблено свыше 100 немецких солдат и офицеров. На одном участке рота вражеской пехоты пыталась вклиниться в нашу оборону. Встреченные ружейно-пулемётным огнём, гитлеровцы в беспорядке отступили, оставив на поле боя десятки трупов.

* * *

Партизанский отряд, действующий в Минской области, за десять дней организовал крушение 5 железнодорожных эшелонов противника. Разбито и сожжено 47 платформ с автомашинами и 29 вагонов с различным военным имуществом. Убито около 150 немецких солдат и офицеров. Партизаны другого отряда из засад истребили 126 гитлеровцев.

* * *

Получено сообщение о новых злодеяниях немецко-фашистских мерзавцев в Харькове. В октябре немцы погнали свыше двух тысяч жителей города на строительство укреплений. В течение месяца советские граждане, среди которых было много женщин и подростков, работали по 16—18 часов в сутки. Им выдавали на целый день по котелку похлёбки, сваренной из гнилой муки. Полураздетые люди ночевали под открытым небом за колючей проволокой. Несколько сот человек не выдержали каторжного режима и умерли от голода, непосильного труда и побоев. Когда строительство было закончено, отряд эсэсовцев отвёл заключённых на территорию разрушенного кирпичного завода и расстрелял их. Случайно удалось спастись только двум женщинам, получившим ранения, которые и рассказали об этом преступлении гитлеровских бандитов.

* * *

Югославские партизаны наносят итало-немецким оккупантам тяжёлые потери. В последних боях патриоты уничтожили около 4.000 гитлеровцев. Только за несколько дней в районе Яйце—Травник убито свыше 300 солдат и офицеров 718 немецкой дивизии. На линии Грачац— Стикада партизаны пустили под откос два поезда. Уничтожено 2 паровоза, 17 классных и 2 бронированных вагона.

[23; 367-369]