16

17 ноября 1942 года - 514 день войны

 Представители Ставки А.М. Василевский и Н.Н. Воронов доложили Верховному Главнокомандующему о готовности войск Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов к переходу в контрнаступление под Сталинградом. [1; 176]

Советские войска продолжали вести бои с противником в Сталинграде и на Кавказе в районах между Нальчиком и Орджоникидзе и северо-восточнее Туапсе. [3; 282]

 Бюро обкома ВКП(б) и СНК Башкирской республики вынесли постановление о формировании 2 башкирских кавалерийских дивизий. [1; 176]


Хроника блокадного Ленинграда

В части 55-й армии прибыла делегация дальневосточников, доставившая в Ленинград эшелон с подарками, собранными рабочими, моряками и колхозниками Приморья.

В одной из частей гостям представили снайпера старшего сержанта Григория Бугаева, который в этот день выиграл поединок с опытным и хитрым фашистским снайпером. Поймать его в прицел было непростым делом: гитлеровец хорошо маскировался, для обмана выставлял каску, а сам в это время оказывался в другом месте. Бугаев терпеливо выслеживал неуловимого снайпера и наконец, воспользовавшись тем, что тот на мгновение выглянул из-за укрытия, покончил с ним. Гитлеровец, уничтоженный Григорием Бугаевым 17 ноября, записан в его боевой счет под номером 103.

Опять город трижды подвергался обстрелу. Каждый раз наша дальнобойная артиллерия вынуждала противника прекратить огонь через 5-7 минут.

Старшая пионервожатая 47-й школы М. Нужнова записала в своем дневнике:

«17 ноября. Сегодня пионеры ходили в госпиталь. Раненые бойцы очень тепло встретили нашу бригаду художественной самодеятельности. Из госпиталя мы ушли с узлами: унесли белье и носки, которые надо чинить. Договорились с командованием госпиталя, что починку будем производить систематически».

Военный совет Ленинградского фронта обратился в Ставку Верховного Главнокомандования с просьбой разрешить провести шлиссельбургскую наступательную операцию, цель которой — прорыв блокады. [5; 270]

От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 17 ноября

В течение ночи на 17 ноября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.

* * *

В районе Сталинграда наши войска отбивали атаки мелких групп противника. В южной части города бойцы Н-ской части вели активные действия. На поле боя подобрано более 100 винтовок противника и другие трофеи. Орудийные расчёты сержантов Иванцова и Кратаря, ведя огонь прямой наводкой, уничтожили до роты немецкой пехоты. На другом участке огнём наших артиллеристов рассеяно до батальона пехоты противника.

* * *

Северо-западнее Сталинграда артиллеристы и миномётчики под командованием тов. Полуектова разрушили 4 немецких блиндажа, подавили огонь двух миномётных батарей и рассеяли три взвода вражеской пехоты. Н-ское подразделение предприняло разведку боем. Разведчик ворвались в расположение противника, взорвали 2 дзота, уничтожили до 50 гитлеровцев и, захватив 2 станковых пулемёта и 3 миномёта, вернулись в свою часть.

* * *

Юго-восточнее Нальчика наши войска вели активные боевые действия. На одном участке группа наших танков вклинилась в оборону противника. Экипаж танка под командованием старшего лейтенанта Паршина раздавил гусеницами 3 противотанковых орудия и 4 немецких автомашины. Танк старшего лейтенанта Терещенко истребил до взвода пехоты и уничтожил несколько пулемётных точек противника. Немцы пытались ликвидировать прорыв и спешно бросили 12 танков. В завязавшемся бою наши танкисты подбили 4 танка противника.

* * *

Северо-восточнее Туапсе численно превосходящие силы немцев атаковали высоту, которую обороняло Н-ское подразделение. Советские бойцы пулемётным огнём внесли расстройство в ряды противника, а затем перешли в контратаку. Гитлеровцы отступили, оставив на поле боя 160 трупов.

* * *

На Калининском фронте разведывательная группа Н-ской части проникла в тыл противника и разгромила немецкий гарнизон в одном из населённых пунктов. Уничтожены 90 немцев, 6 пулемётов и автоматическая пушка. Взяты пленные. Огнём зенитной артиллерии сбито 2 са­молёта противника.

* * *

Отряд белорусских партизан пустил под откос два железнодорожных эшелона противника. Уничтожено 2 паровоза и 26 вагонов. При крушениях убито 110 немецких солдат и офицеров. Другой отряд белорусских партизан совершил несколько нападений на мелкие гарнизоны противника и истребил 85 гитлеровцев.

* * *

Как сообщают, команда одной немецкой подводной лодки отказалась выйти в море. Весь экипаж подводной лодки был арестован и заключён в концентрационный лагерь «Эстервеген» в Эмсланде, в районе Папенбурга. Гестапо проводит в связи с этим чистку среди личного состава флота.

Вечернее сообщение 17 ноября

В течение 17 ноября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика. На других фронтах никаких изменений не произошло.

* * *

В районе Сталинграда наши войска отбили многочисленные атаки гитлеровцев. В заводской части города на одном участке после двухдневных непрерывных боёв противник потеснил наши подразделения. В течение дня, по неполным данным, немцы потеряли убитыми и ранеными до 1.000 солдат и офицеров. Уничтожено 60 автомашин, 5 орудий, 15 миномётов, 28 пулемётов и разрушено 10 дзотов противника. Старший сержант т. Феобанов огнём из противотанкового ружья сбил немецкий бомбардировщик.

* * *

Северо-западнее Сталинграда наши части обороняли свои позиций и вели перестрелку с противником. Бойцы подразделения, которым командует тов. Новиков, ружейно-пулемётным огнём истребили 75 гитлеровцев, строивших проволочные заграждения. Артиллеристы части, где командиром тов. Столбошинский, разрушили 7 вражеских дзотов и блиндажей с их гарнизонами, уничтожили 2 станковых пулемёта, миномётную батарею и истребили два взвода немецкой пехоты.

* * *

Юго-восточнее Нальчика советские войска вели активные боевые действия. Подразделение под командованием тов. Белого атаковало и выбило немцев из укреплённых позиций в районе одной высоты. Танкисты под командованием тов. Филиппова подбили и сожгли 5 танков противника и истребили до роты немецкой пехоты.

* * *

Захваченные в плен солдаты 93 немецкого мотополка и 43 мотоциклетного батальона 13 немецкой танковой дивизии сообщили о тяжёлых потерях, которые понесла дивизия в последних боях. Во многих ротах осталось по 10—15 солдат, а все остальные убиты или ранены.

* * *

Северо-восточнее Туапсе на участке Н-ского соединения немецкая пехота, поддержанная авиацией, пыталась прорвать линию нашей обороны. В этом бою уничтожено до 400 гитлеровцев.

* * *

На одном из участков Волховского фронта два полка вражеской пехоты, стремясь вернуть занятый нашими войсками населённый пункт, атаковали наши позиции. Советские бойцы отбили шесть атак противника и истребили до полка гитлеровцев. К вечеру, подтянув подкрепления, немцы при поддержке сильного артиллерийского и миномётного огня вновь перешли в наступление. Противнику удалось ворваться на окраины населённого пункта. Наши подразделения ведут упорные уличные бои.

* * *

Партизанские отряды, действующие в захваченных немцами советских районах, с 9 по 12 ноября пустили под откос 34 железнодорожных воинских эшелона противника. Разбито 15 паровозов, 440 вагонов, платформ и цистерн. За это же время партизаны истребили 940 немецких солдат и офицеров и взорвали 7 железнодорожных и шоссейных мостов.

* * *

Добровольно перешедший на нашу сторону солдат 396 пехотного полка 216 немецкой пехотной дивизии Иозеф Ф. рассказал: «В городе Витебске на вокзале я видел большой железнодорожный состав, вагоны которого были запломбированы. Из них доносились душераздирающие крики. Часовые, охранявшие эшелон, рассказали мне, что в вагонах находятся русские женщины, которых насильно отправляют в Германию. При посадке в вагон многие из них были избиты, а 6 женщин расстреляны».

* * *

Продовольственное положение Румынии непрерывно ухудшается. Румынская газета «Курентул» пишет: «Кукуруза является основным продуктом питания страны. Следовательно, для спокойствия огромного большинства населения нужна кукуруза. Повторяем, вопрос о внутреннем порядке сводится к снабжению кукурузой. Однако у нас был очень неудачный сельскохозяйственный год». Урожай пшеницы и других культур почти целиком забрали немцы. Румынам Гитлер оставил кукурузу, но и её не хватает. Продажная правящая клика Румынии уже сейчас опасается голодных беспорядков. Это беспокойство гитлеровских лакеев находит своё отражение на страницах многих румынских газет.

[23; 312-313]