16

2 февраля 1943 года - 591 день войны

 Государственный Комитет Обороны принял Постановление о восстановлении Сталинградского железнодорожного узла и железнодорожных линий на Тихорецкую и Лихую. [3; 330]

 Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об учреждении медали «Партизану Отечественной войны» I и II степени». Медалью награждались партизаны Отечественной войны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения, проявившие храбрость, стойкость и мужество в партизанской борьбе за советскую Родину в тылу против немецко-фашистских захватчиков. [3; 330]

 Началась Харьковская наступательная операция войск Воронежского фронта. Главный удар наносили 40, 69 и 3-я танковая армии с участка Старый Оскол, Купянск на Харьков. Одновременно из района г. Ливны начали наступление войска 48-й и 13-й армий Брянского фронта в направлениях на Малоархангельск и Фатеж, обеспечивая этим правое крыло Воронежского фронта. [3; 330]

 Победоносно закончилась историческая битва на Волге. Советская Армия нанесла немецко-фашистским войскам крупное поражение. В период с 10 января по 2 февраля советские войска разгромили 22 дивизии противника. В ходе контрнаступления за время с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. советские войска полностью разгромили 32 дивизии и 3 бригады противника и 16 дивизиям врага нанесли серьезное поражение. В результате воздушной блокады в течение декабря 1942 г. и января 1943 г. советская авиация и зенитная артиллерия уничтожили и повредили более 1000 самолетов противника. [3; 330-331]

 Соединение сумских партизан под командованием М. И. Наумова, в составе партизанских отрядов Конотопского района «За Родину», Червоного района, отряда имени Хрущева, имени Котовского и Кировоградского, общей численностью более 700 человек, вышло в рейд из Сумской области по южным районам Украины с целью нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям врага и активизации борьбы населения с немецко-фашистскими захватчиками. За 65 дней рейда соединение прошло территорию Курской, Сумской, Полтавской, Кировоградской, Одесской, Винницкой, Киевской и Житомирской областей и провело 47 боевых операций. [3; 331]

 Опубликовано сообщение о том, что воины Волховского фронта внесли около 38 млн. рублей на строительство вооружения для Советской Армии. [3; 331]


Хроника блокадного Ленинграда

Весть, которую сегодня принесло радио, затмила все остальное: 2 февраля полностью закончена ликвидация немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. За время боев с 10 января по 2 февраля 1943 года наши войска взяли в плен 91 тысячу вражеских солдат, офицеров и генералов во главе с фельдмаршалом Паулюсом, огромные трофеи.

И еще одно событие порадовало сегодня ленинградцев. На земле, освобожденной всего две недели назад, завершено строительство железной дороги, которая связала Ленинград со всей страной. 2 февраля по этой дороге прошел пробный поезд. В 18 часов он пересек мост, сооруженный в небывало короткий срок — за 11 дней. Чтобы перекинуть его с одного берега Невы на другой, потребовалось забить 2650 свай. Длина моста — 1300 метров.

Машинист первого обкаточного поезда Александр Михайлов вел паровоз со скоростью пешехода, если не медленней. Впрочем, случись осадка свай, перекос пути или что-нибудь в этом роде, паровоз и платформы все равно свалились бы в Неву. Но мост был построен на совесть. Он лишь поскрипывал под тяжестью поезда. [5; 309]