Войска правого крыла и центра Калининского фронта продолжали тяжелые наступательные бои по уничтожению холмской и велижской группировок противника. [1; 125]
Опубликовано сообщение о том, что за время войны более 8 тыс. домохозяек начали работать на рыбных промыслах и рыбозаводах Дальнего Востока. Они овладели разнообразными профессиями. Многие из них заняты на зимнем ремонте судов. [3; 161]
В 8 часов 24 минуты вражеский снаряд разорвался на лестнице дома № 8 по улице Гоголя. 3 человека убито, 3 ранено.
Две минуты спустя последовали два разрыва на углу Адмиралтейского проспекта и проспекта Майорова. Погибло 2 человека.
Четырьмя минутами позже снаряд попал в дом № 12 по улице Дзержинского. Еще двое погибших...
Это только за 6 минут. Противник же обстреливал город четыре с половиной часа и выпустил 151 снаряд. От одного из них возник большой пожар в здании Ленэнерго на Марсовом поле. Быстро распространившиеся огонь и дым отрезали выходы из помещения. Под угрозой оказалась жизнь многих работников Ленэнерго. Спасти их удалось с помощью пожарных лестниц, придвинутых к оконным проемам. Еще тяжелее было укротить пламя, раздуваемое сильным ветром. И все-таки пожарные победили. На это было потрачено 22 часа самоотверженной борьбы.
В здании Ленэнерго шла борьба с огнем, когда в Музкомедии начался первый после перерыва спектакль. Перерыв в работе театра наступил еще в середине января из-за отсутствия электроэнергии. Теперь его двери снова открыты для зрителей. 4 марта в театре [спектакли Музкомедии ставились в то время в помещении Театра имени А.С. Пушкина – прим.автора] шла «Сильва».
По-своему знаменателен этот день для роты лейтенанта Монахова из 863-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии. 4 марта, после того как еще два красноармейца этой роты открыли счет мести врагу, вся рота до единого бойца стала снайперской. [5; 151]
В течение ночи на 4 марта наши войска продолжали вести активные боевые действия против немецко-фашистских войск.
* * *
Наши бойцы, действующие на одном из участков Ленинградского фронта, продолжая теснить противника, разрушили до 50 вражеских укреплённых огневых точек, блиндажей, землянок и уничтожили 2 немецких танка и 12 автомашин. Среди захваченных трофеев — 3 станковых и 19 ручных пулемётов. На поле боя гитлеровцы оставили 650 трупов солдат и офицеров.
* * *
Взвод нашей пехоты под командованием младшего лейтенанта Роя окружил каменный дом, в котором находилось до 60 вражеских солдат и офицеров. После отказа немцев сдаться в плен тов. Рой бросил в здание несколько гранат. Из дома выскочили 20 гитлеровцев и пытались скрыться, но все они были уничтожены нашими бойцами. Внутри здания оказалось 40 убитых и раненых немцев.
* * *
На одном из участков Северо-Западного фронта в последние дни отличились пулемётчики Энской латвийской части тт. Лацис и Бронис. Первый из них уничтожил 50, а второй — 32 немецких солдат и офицеров.
* * *
Активно помогала Красной Армии громить ненавистных немецко-фашистских оккупантов небольшая группа молодых партизан, действовавшая в ныне освобождённом от немцем районе Смоленской области. Только за 5 недельбоевых действий группа партизан под руководством тов. В. взорвала 2 немецких склада с оружием и боеприпасами, вырезала тысячи метров телефонного провода и совершила несколько налётов на немецкие обозы, во время которых уничтожено 9 автомашин и истреблено 23 немецких солдата.
* * *
Пленный обер-ефрейтор 8 роты 55 полка 17 пехотной дивизии Эмиль Генгель рассказал: «В начале этого года я был зачислен в маршевый батальон и направлен на советско-германский фронт. Батальон формировался наспех. Набрали главным образом 35—40-летних рабочих с предприятий. Из винтовки они кое-как умели стрелять, но пулемёта никто не знал. У солдат маршевого батальона было чрезвычайно подавленное настроение. Никто никогда не думал, что он так скоро и неожиданно попадёт на фронт. Зимнего обмундирования никому не выдали. 13 февраля мы были введены в бой. Накануне нас предупредили, что всякого, кто не будет стрелять в русских, офицеры немедленно расстреляют. В бою, продолжавшемся несколько часов, наш батальон был разгромлен, а меня взяли в плен».
* * *
Пленный солдат 2 роты 5 егерского полка 1 румынской пехотной дивизии Вандер Штеффан рассказал: «Румынские солдаты не хотят отдавать свою жизнь за Гитлера и его шайку. Многие ждут удобного случал, чтобы сдаться в плен. Нас, 20 человек, послали патрулировать вдоль железной дороги. Приближаясь к своим постам, мы услышали стрельбу. Все догадались, что это наступают русские. Лейтенант Криконеску приказал принять боевой порядок, но никто не выполнил его приказания. Трёх солдат Криконеску застрелил, а остальные спрятались в ближайших домах и стали ждать прихода русских. Вскоре подоспели красноармейцы. Я и 16 моих товарищей сложили оружие и подняли руки. Мы все очень рады, что очутились в советском плену».
* * *
Население оккупированных немцами европейских стран, ограбленное гитлеровцами, испытывает неслыханные лишения. Во Франции население совершенно не получает хлеба, мяса и овощей. Смертность детей в Париже увеличилась за последнее время на 29 процентов. В Греции из-за недостатка продовольствия ежедневно умирает голодной смертью больше 1.000 человек. Тысячи людей умирают голодной смертью в Югославии, Голландии и Норвегии.
* * *
Бригады тт. Осьмушникова и Моторина, работающие в цехе режущего инструмента Горьковского автозавода имени Молотова, в ответ на приказ Народного Комиссара Обороны товарища Сталина обязались ежедневно выполнять не менее двух норм. Это обязательство они успешно выполняют. Тт. Солоцухин, Карпов, Земсков и другие выполняют за смену по 3—4 нормы.
В течение 4 марта наши войска вели упорные бои с противником и на некоторых участках фронта заняли несколько населённых пунктов.
За 3 марта сбито в воздушных боях 3 немецких самолёта, огнём зенитной артиллерии — 1 самолёт и уничтожено на аэродромах 14 самолётов противника. Всего за этот день уничтожено 18 немецких самолётов. Наши потери — 6 самолётов.
* * *
За 3 марта частями нашей авиации уничтожено и повреждено 6 немецких танков, 120 автомашин с войсками и грузами, около 50 повозок с боеприпасами, 67 орудий, 7 зенитно-пулемётных точек, взорвано 2 склада с боеприпасами, разрушено 7 железнодорожных вагонов, рассеяно и частью уничтожено до батальона пехоты противника.
* * *
Наши части, действующие на одном из участков Западного фронта, в результате ожесточённых боёв прорвали уклонённый район противника и нанесли большой урон 17 немецкой пехотной дивизии. Разгромлены штабы двух полков этой дивизии. Захвачены пленные и много трофеев.
* * *
Артиллеристы подразделения, которым командует старший лейтенант Свиридов (Западный фронт), за последнюю неделю боёв уничтожили 25 немецких миномётов с их расчётами, 11 полевых орудий, 3 противотанковых орудия, 32 пулемёта, 12 автомашин с боеприпасами, 79 подвод с различным воинским грузом, рассеяли и частично уничтожили до 3 батальонов пехоты противника.
* * *
Кавалерийская часть под командованием тов. Москаленко (Юго-Западный фронт) за последите дни уничтожила 940 румынских и немецких солдат и захватила много трофеев.
* * *
Лётчик старший лейтенант тов. Беклишев, находясь в воздухе, заметил 4 немецких транспортных самолёта, направлявшихся в район, где находится окружённая советскими войсками 16 гитлеровская армия. Пристроившись к немецким машинам, лётчик достиг вражеского аэродрома и обрушил на него весь запас бомб. Зенитчики противника открыли огонь, но было уже поздно. На аэродроме было уничтожено 5 немецких самолётов.
* * *
Красноармеец тов. Шакиров забросал гранатами здание, в котором находились немцы. 10 гитлеровцев были убиты, а 3 немецких солдата сдались в плен и доставлены тов. Шакировым в штаб нашей части.
* * *
Отряд партизан под командованием тов. Н., действующий в Курской области, захватил в тылу у врага один населённый пункт. Четыре раза пытались гитлеровцы выбить из села партизан, по каждый раз встречали сильный огневой отпор и отходили, оставляя большое количество убитых и раненых. На днях партизаны совершили нападение на немецкую воинскую часть. Советские патриоты, подпустив врага на близкое расстояние, открыли пулемётный и ружейный огонь. Потеряв несколько десятков солдат, немцы разбежались.
* * *
Нашими частями захвачен «десятидневный рапорт о медицинском состоянии» 3 батальона 480 немецкого пехотного полка, подписанный батальонным врачом Келлером. В рапорте сообщается, что за декаду батальонный медпункт принял 105 раненых и больных. В заключение Келлер пишет: «Состояние здоровья людей батальона плохое. Сказывается длительное пребывание в боях и отсутствие зимнего обмундирования. Большинство офицеров и рядовых нуждается в госпитальном лечении. Велико число обмороженных. Очень много заболеваний среди раненых».
* * *
Пленный ефрейтор 8 роты 2 мотострелкового полка 2 немецкой танковой дивизий Эрвин Шаль заявил: «Утром 22 февраля в блиндаже, в котором мы спали, взорвалась ручная граната. Мы выскочили наружу и увидели красноармейцев. Я, обер-ефрейтор и унтер-офицер подняли руки и сдались в плен. Остальные пытались удрать, но были убиты. За время отступления в нашей роте из 200 солдат осталось 40. Среди убитых 2 командира взводов: Фельдзенштарн и Колаус».
* * *
На химическом заводе вблизи Дюссельдорфа (Германия) произошёл пожар и взрыв в цехе, где работало несколько сот иностранных рабочих. Из-под обломков до сих пор извлечено 192 трупа. После взрыва рабочие соседнего химического завода забастовали и, несмотря на угрозы властей, отказались приступить к работе, требуя отправки на родину. Гитлеровцы расстреляли до 40 итальянцев, считая их зачинщиками забастовки.
* * *
Скважины, отремонтированные бригадой мастера Карапетяна, на одном из промыслов треста «Сталиннефть» в Баку, дают нефти в 15 раз больше, чем давали до ремонта.
[22; 139-141]