Бюро Смоленского обкома ВКП(б) приняло решение «О задачах партизан Ярцевского, Сафоновского и Издешковского районов и оказании им необходимой помощи». Главной задачей партизанских отрядов указанных районов было предельное усиление диверсионной деятельности по срыву передвижения немецко-фашистских войск по железной дороге на перегоне Ярцево — Издешково. [3; 170]
Делегация, сопровождавшая из-за линии фронта обоз с продовольствием для Ленинграда, посетила Смольный. Делегатов Партизанского края приняли члены Военного совета Ленинградского фронта, руководящие работники обкома и горкома партии.
А город подвергался обстрелу. Не так далеко от Смольного — на Свердловской набережной — разорвалось 18 снарядов. 2 снаряда попали в общежитие Металлического завода на Александровской улице.
Состоялась первая проба сил воспитанников танцевального ансамбля Ленинградского Дворца пионеров. Именно проба сил, ибо за время блокады они так ослабели, что некоторым из них не только танцевать, но и ходить тяжело. В поисках своих воспитанников бывшему балетмейстеру Дворца пионеров А. Е. Обстеру пришлось немало походить по городу. В первом их выступлении, которое состоялось 30 марта в Усть-Ижоре, смогли принять участие только две пары: Валя Лудинова и Феликс Морель, Нелли Раудсепп и Геннадий Кореневский. Это было на концерте в честь участников слета сандружинниц и врачей 55-й армии.
Сразу же после концерта ребят увезли в полевой госпиталь, чтобы восстановить их силы. Позже юных танцоров включили в состав армейского агитвзвода.
Все чаще стали передаваться по радио и печататься в газете объявления о продаже продуктов. Продаются они, разумеется, по карточкам. Вчера в магазины поступили сливочное масло и мясо. Сегодня в счет мартовских норм объявлена продажа крупы.
Горком партии снова рассмотрел вопрос о заготовке хвои. Управлению Октябрьской железной дороги предложено доставлять с мест заготовок на перерабатывающие заводы не менее 15 тонн хвои ежедневно. [5; 161-162]
В течение ночи на 30 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.
* * *
Одна наша часть, действующая на Западном фронте, преодолев упорное сопротивление противника, заняла несколько населённых пунктов. Немцы потеряли только убитыми свыше 500 солдат и офицеров. Наши бойцы захватили танк, 3 бронеплощадки, 25 орудий, 24 миномёта, 25 станковых и 55 ручных пулемётов, 560 винтовок, 57 автоматов, около 1.000 снарядов, 3.000 мин, 240.000 винтовочных патронов. На другом участке гвардейская часть тов. Захарова в течение дня отразила две контратаки противника. На поле боя осталось до 200 трупов немецких солдат и офицеров.
* * *
Отбив контратаку противника, одна наша часть (Калининский фронт) уничтожила до 500 немецких солдат и офицеров, подбила 6 вражеских танков, разрушила 7 блиндажей и захватила многочисленные трофеи. На другом участке часть под командованием тов. Мигаенко в бою у деревни К. уничтожила 5 орудий, 15 пулемётных точек и 10 миномётов. На поле боя осталось свыше 250 вражеских трупов.
* * *
Десять советских разведчиков под командой сержанта Рогулина, выполняя боевое задание в тылу противника, заметили отряд немцев. Внезапно открыв огонь из автоматов, наши разведчики уничтожили 20 немцев. Остальные разбежались.
* * *
Партизанский отряд тов. Ю., действующий на оккупированной немцами территории Могилёвской области, организовав засаду у одной из дорог, разгромил крупную автоколонну немцев. Партизаны уничтожили свыше 50 автомашин с грузом и боеприпасами, 121 немецкого солдата и несколько офицеров. В руки партизан достались большие трофеи. Через несколько дней на другой дороге этот же отряд сжёг 102 немецких автомашины и уничтожил свыше 100 солдат и офицеров противника.
* * *
Пленный фельдфебель 3 роты сапёрного батальона 203 немецкой пехотной дивизии Георг Штольберг рассказал: «В конце февраля всех сапёр перевели в пехоту стрелками. В нашей роте к началу войны было 200 человек. Два раза она получал пополнение. Сейчас же в роте осталось только 60 человек, в том числе 10 сильно обмороженных. Широкое распространение получили такие болезни, как грипп и понос. Врачи бессильны что-либо сделать дли больного солдата, Если врач считает необходимым кого-либо отправить в госпиталь, то он всё равно не может решить вопроса. Для этого требуется разрешение командира. А командиры не соглашаются отпустить больных и обмороженных и оставляют их в строю, так как в ротах не хватает людей».
* * *
Ниже публикуются выписки из дневника убитого ефрейтора танковой роты разведывательного отряда 7 немецкой танковой дивизии Эдуарда Кнора:
«18 января 1942 г. Наша рота понесла большие потери. Остатки роты переведены в роту командира Лядмен. Русские атакуют нас в деревне. В танки летят бутылки с зажигательной жидкостью. Мой танк загорелся. Каким-то чудом выбрался из танка.
28 января. Опять атака русских. 9 наших солдат убито. Подбито 4 танка.
15 февраля. Контратакуем русских. Неудачно. Большие потери в пехоте. Подбиты танки лейтенанта Бауэра и фельдфебеля Вольфа. 15 наших танкистов убито и 4 ранено.
18 февраля. Машина Майкнера налетела на мину.
19 февраля. Русские атакуют деревню тремя танками».
* * *
Немецко-фашистские оккупанты за время пребывания в селе Печёнкино. Смоленской области, ограбили всех крестьян, отняли у них скот, хлеб, тёплую одежду и предметы домашнего обихода. Под угрозой расстрела гитлеровцы пытались заставить жителей села рыть окопы и траншеи. За отказ от работы немцы расстреляли крестьян: Трошина П.В., Егорова И.Е., Полякова И.Н., Салоник И.А. и Орехова В.А. Отступал из села, немцы сожгли 68 домов и насильно увели с собой 300 жителей.
В течение 30 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.
За 29 марта уничтожено 25 немецких самолётов. Наши потери — 12 самолётов.
* * *
За 20 марта частями нашей авиации уничтожены или повреждены 5 немецких танков, 64 автомашины с войсками и грузами, более 30 подвод с боеприпасами, 10 полевых и зенитных орудий, 27 миномётов, 5 зенитно-пулемётных точек, взорваны 4 склада с боеприпасами и 1 склад с горючим, разбиты 17 железнодорожных вагонов с различными грузами.
* * *
За истекшую неделю с 22 по 28 марта немецкая авиация потеряла 161 самолёт. Наши потери за этот же период — 71 самолёт.
* * *
В результате активных операций наших частей, действующих на отдельных участках Ленинградского фронта, противник несёт большие потери в живой силе и боевой технике. Только за последние два дня немцы потеряли убитыми свыше 2.500 солдат и офицеров. Взяты пленные. В боях уничтожено 4 немецких танка, 8 орудий, 15 пулемётов и 2 наблюдательных пункта, разрушено 10 ДЗОТов и блиндажей. Среди захваченных трофеев 19 орудий, 85 пулемётов, 20 миномётов, 2 огнемёта, 24 автомата, более 400 винтовок, 223.000 винтовочных шпионов, 900 снарядов, 1.380 мин, 890 гранат, 2 радиостанции, 3 бронемашины, 16 автомашин, 5 мотоциклов, 2 походные кухни и другое военное имущество.
* * *
Наша стрелковая часть, действующая на одном из участков Западного фронта, овладела опорным пунктом вражеской обороны. Немцы потеряли убитыми несколько сот солдат и офицеров. Захвачены трофеи, которые подсчитываются. На другом участке наша артиллерия уничтожила немецкий склад с боеприпасами, подбила 2 танка и 2 орудия.
* * *
Наше воздушно-десантное подразделение за пять дней боёв уничтожило до 500 солдат и офицеров противника.
* * *
Авиачасть, которой командует тов. Златоцветов (Юго-Западный фронт), за два дня сбила 11 вражеских истребителей. Особенно отличились лётчики подразделения тов. Минаева, сбившие в течение одного дня 5 вражеских самолётов.
* * *
Лейтенант Рязанцев огнём из ручного пулемета сбил на днях немецкий бомбардировщик. Охваченный пламенем самолёт упал на землю.
* * *
Несколько объединённых партизанских отрядов Калининской области под командованием тт. К. и Д. внезапно атаковали 591 немецкий пехотный батальон, направлявшийся на помощь окружённому гитлеровскому гарнизону. После ожесточённого боя батальон был разгромлен. Противник потерял убитыми свыше 300 солдат и офицеров. Партизаны уничтожили 10 автомашин, взорвали боеприпасы и захватили 2 противотанковых орудия, 12 пулемётов, много автоматов и другое воорулеение.
* * *
Пленный ефрейтор 8 роты 317 полка 211 немецкой пехотной дивизии Генрих Бордовик рассказал: «За две недели боёв наш полк потерял до 1.000 человек. Наибольшие потери понесла 8 рота, в которой из 220 человек осталось только 90. Пятая рота потеряла 100 человек. Наша дивизия находится на советско-германском фронте около двух месяцев. За это время в частях был ряд случаев дезертирства. Из 5 роты нашего полка дезертировал ефрейтор Герберт Берсте. Он бросил тяжёлый пулемёт и сбежал в тыл. В 8 роте 306 полка два обер-ефрейтора и два стрелка отказались пойти в наступление, бросили крупнокалиберный пулемёт и удрали с передовых позиций. В 3 полку нашей дивизии разжалован в солдаты и отправлен в штрафную роту лейтенант Хакман, командир 7 роты. Вместе с солдатами своего подразделения он бежал с поля боя в тыл».
* * *
Финское правительство неоднократно пыталось опровергать сообщения о голоде, царящем в Финляндии. Но, как говорит русская пословица, шила в мешке не утаишь. 28 марта финское министерство народного обеспечения официально объявило населению, что «Февральские хлебные карточки, по которым хлеб не был получен, могут быть использованы потом, когда наши запасы хлеба будут восстановлены». Таким образом, финское правительство проболталось о том, что население Финляндии в конце марта не получило ещё и февральского мизерного хлебного пайка.
[22; 196-198]